9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральный Ассамблеей ООН.


     Значительный рост коррупции практически во всех сферах жизни общества и государства, в том числе в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, вызвал необходимость повышения эффективности прокурорского надзора.
     Данное направление надзора включает в себя практически все направления прокурорской работы.
     Основной упор при осуществлении прокурорского надзора строится на устранении факторов, порождающих коррупцию. Для этого Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов власти Волжского бассейна, принимаются меры к устранению незаконных административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности со стороны органов государственного экологического контроля, с правоохранительными и контролирующими органами  систематически проводятся совместные целевые мероприятия по противодействию коррупции, как в лесопромышленном комплексе Верхневолжья, так и в сфере рыболовства Нижней Волги.
     Всего за прошедший период 2011 года Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой выявлено 1169 нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции в сфере экологии. С целью их устранения внесено 160 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности уже привлечено 28 лиц. На незаконные правовые акты принесен 441 протест, из которых 347 удовлетворено. Внесено 25 требований об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, из которых 19 уже удовлетворено. По постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 2 должностных лица. В арбитражные суды и суды общей юрисдикции направлено 9 заявлений, 8 заявлений рассмотрено и удовлетворено. Прокурорами в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании направлено 34 материала, по которым возбуждено 32 уголовных дела. По 15 уголовным делам направленным Волжской прокуратурой в суды уже постановлены обвинительные приговора.
     Актуальным направлением работы Волжской прокуратуры является надзор за законностью принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов.   В рамках правового анализа действующих НПА проводится их антикоррупционная экспертиза.
     За прошедший период 2011 года Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведена антикоррупционная экспертиза 5980 нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По результатам антикоррупционной экспертизы   выявлено 382 нормативных правовых акта органов государственной власти и муниципальных органов, которые не только содержали коррупциогенные факторы, но и противоречили  федеральному законодательству.     
     В целях исключения коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах принесено  357 протестов, из которых 267 уже удовлетворено,  внесено 25 требований об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, из которых 19 рассмотрено и удовлетворено.  
     Например, Губернатору Саратовской области Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой направлено требование об исключении такого коррупциогенного фактора, как наличие трудновыполнимых и (или) обременительных требований к гражданам и организациям, закрепленного  в Положении о порядке согласования расчёта вероятностного вреда, который может быть причинён в результате аварии гидротехнического сооружения.
     Требование удовлетворено, в Положение о порядке согласования расчёта вероятностного вреда, который может быть причинён в результате аварии гидротехнического сооружения, внесены изменения, исключившие коррупциогенный фактор.
В Вологодской, Ивановской, Костромской и Ульяновской областях и Республике Чувашия  органами местного самоуправления в положении об осуществлении муниципального земельного и лесного контроля включались   коррупциогенные факторы, связанные с определением компетенции, выборочным изменением объема прав, отсутствием четкой регламентации прав граждан и организаций, неполнотой административных процедур.
     На указанные незаконные правовые акты органов местного самоуправления принесено 68 протестов, 47 из которых уже удовлетворено, внесено 7 требований, из которых 5 удовлетворено, остальные акты прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.
     Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой большое внимание уделяется работе, направленной на предупреждение принятия органами государственной власти  и органами местного самоуправления незаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
     Так,  Волжской прокуратурой изучено 1083 проекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.  
При этом выявлено 96 проектов нормативных правовых актов, содержащих 110 коррупциогенных факторов.
По результатам антикоррупционных экспертиз  в органы государственной власти Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Саратовской, Самарской, Тверской областей, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Марий Эл  направлено 34 информации о  необходимости исключения из представленных проектов  нормативных правовых актов норм, содержащих коррупционные факторы.
     По результатам рассмотрения информаций Волжской прокуратуры органами государственной власти субъектов Федерации  из 30 проектов нормативных правовых актов коррупциогенные факторы исключены.
Например, в проекте Закона Вологодской области «О распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях»   выявлены отдельные положения, устанавливающие, что  выдача  охотникам разрешения на охоту осуществляется, в том числе,  при наличии  представления начальника районного, межрайонного отдела по охране и воспроизводству объектов животного мира в пределах установленных квот добычи диких копытных животных, что  является не только нарушением Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. приказом Минприроды РФ от 23.04.2011 № 121, но и содержит коррупциогенный фактор, связанный с установлением обременительных требований к гражданам при реализации принадлежащего им права. Кроме того, данный проект Закона  не содержал норм, устанавливающих порядок выдачи разрешений на добычу диких копытных животных, являющихся нелимитируемыми охотничьими ресурсами; не были определены критерии и  основания выдачи таких разрешений, что также является коррупциогенным фактором, связанным с отсутствием основания принятия решения.  По результатам рассмотрения информации Волжской прокуратуры разработчиками в проект Закона внесены изменения, приводящие проект НПА  в соответствие с требованиями федерального законодательства и исключающие указанные выше  коррупциогенные факторы.
     В органы местного самоуправления направлено 52 информации об исключении коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов, по результатам рассмотрения которых не допущено принятие 20 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, остальные информации находятся на рассмотрении.
     Однако, кроме данных профилактических мер по противодействию коррупции Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой используются и меры по привлечению коррупционеров к уголовной ответственности.
     Волжской прокуратурой принято участие в заседании штаба операции «Путина-2011», проведенного под председательством вице-губернатора – председателя Правительства Астраханской области Маркелова А.К., на котором обсужден план совместных мероприятий по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений, в том числе коррупционной направленности в период проведения операции «Путина-2011», определены цели и задачи правоохранительных и контролирующих органов региона по недопущению незаконного оборота водных биоресурсов на территории области.
     В задействованные мероприятия привлекались сотрудники территориальных  и линейных органов МВД России, Росрыболовства и Роспотребнадзора, представители общественных организаций.
     В результате проведённых совместных мероприятий выявлено 50 преступлений, связанных с составлением государственными инспекторами по контролю и надзору подложных протоколов об административных правонарушениях, совершённых 8  должностными лицами. По всем 50 фактам возбуждены уголовные дела по ч.1 ст.292 УК РФ. Четырём  государственным инспекторам уже вынесен обвинительный приговор.
     Так, в ходе совместных мероприятий Волжской прокуратуры с Управлением собственной безопасности при УВД по Астраханской области в октябре 2010 года пресечена преступная деятельность двух оперуполномоченных Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов УВД по Астраханской области Глазкова и Локтионова которые, выявив преступление, совершённое браконьерами, имеющими непогашенную судимость, вступили с ними в сговор и составили подложные процессуальные документы о совершении выявленного преступления невиновным лицом, в отношении которого впоследствии было возбуждено уголовное дело по ст.175 УК РФ.
     В отношении указанных оперуполномоченных по направленным природоохранным прокурором материалам следственным органом возбуждено и расследовано уголовное дело, которое в 2011 году Волжской  прокуратурой направлено в суд в отношении Глазкова по ч. 1 ст. 292 и ч. 1 ст. 286 УК РФ, Локтионова по ч. 1 ст. 286 УК РФ. Указанным обвиняемым в июле 2011 года вынесен обвинительный приговор.
     В 2011 году Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой по результатам проведения общенадзорных проверок выявлено 34 преступления коррупционной направленности, по которым возбуждено 32 уголовных дела.
     Так, по результатам проведенной Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в деятельности Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области при заключении государственных контрактов с ООО «Тех-Инвест» проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст.246 и ч.3 ст.260 УК РФ в отношении директора ООО «СВС Строй» Савоськина С.В., которым с нарушением экологического законодательства выполнялись работы по государственному контракту по расчистке русла р.Тверца в районе д.Елизаветино Вышневолоцкого района Тверской области. В ходе следствия выделенные материалы послужили основанием к возбуждению 03.09.2010 уголовного дела в отношении бывшего начальника Департамента управления природными ресурсами Тверской области Казанской Е.В. по ч.1 ст.286 УК РФ.
     В отношении Савоськина С.В. и Казанской Е.В. судами уже постановлены обвинительные приговоры.
     Тверским областным судом по направленному Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой уголовному делу осуждены  за  совершение  преступлений,   предусмотренных   ч. 3  ст. 260, ст. 262, и ч. 2 ст. 291 УК РФ,  депутат Совета депутатов муниципального образования «Осташковское городское поселение» Федоров и государственные лесные инспектора Осташковского лесничества Шипулин за совершение, преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290, ч. 5 ст. 33 ч. 3 ст. 260, ч. 5 ст. 33 ч. 3 ст. 262 УК РФ, и Трошин, за совершение преступления, предусмотренного  ч. 5 ст. 33 ч. 3 ст. 260 УК РФ.
Установлено, что Федоров, организовал две преступные группы, в которую также были вовлечены ещё 11 лиц, совершавших незаконные рубки лесных насаждений с использованием служебного положения в особо крупном размере (ч. 3 ст. 260 УК РФ), дал взятку за незаконные действия по покровительству данной преступной деятельности на подконтрольной территории государственного лесного фонда лесничему Осташковского лесничества Шипулину.
     Всего под руководством Федорова было совершено 10 незаконных рубок, которые повлекли ущерб государственному лесному фонду и особо охраняемой природной территории - государственному природному заказнику регионального значения «Исток Волги» на сумму свыше 15 миллионов рублей.
     Осужденному Федорову назначено наказание по совокупности преступлений в виде лишения свободы сроком на 7 лет в колонии общего режима с лишением права занимать выборные должности в органах местного самоуправления.
     Осужденному Шипулину назначено наказание по совокупности преступлений в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы условно сроком на 3 года с лишением права занимать должности в органах лесного контроля и надзора сроком на 3 года.
     В Астраханской области  по направленным Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в суд пяти уголовным делам осуждены за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ, 2 государственных инспектора Астраханского отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства Тюлегенов и Докучаев, 2 государственных инспектора отдела охраны лесов, контроля и надзора Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Нургалиева и Боловин, которые в ходе мероприятий по контролю и надзору в целях завышения количественных показателей составляли подложные протоколы об административных правонарушениях, привлекая невиновных или несуществующих лиц к административной ответственности.
     В Волгоградской области по направленному Волжской прокуратурой в суд уголовному делу осуждено по ч. 2 ст. 286 УК РФ  лицо особого правового статуса - Глава Рахинского сельского поселения Среднеахтубинского района Поклонская, которая,  превысив должностные полномочия, незаконно, без проведения конкурсных процедур, разрешила гражданину использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 50 га, распоряжение которым должно было осуществляться муниципальным образованием «Среднеахтубинский район», получив за это для личных нужд 60 тысяч рублей.
Обвиняемой назначено наказание в виде лишения свободы условно сроком на 2 года с  испытательным сроком 2 года.
     В Ульяновской области по направленным Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в суд трем уголовным делам осуждены за совершение  преступлений,  предусмотренных  ч. 3 ст. 30, ч. ч. 1 и 2  ст. 291, ч. 1 ст. 238 УК РФ, Трофимова, Северчукова и Балахнева, которые пытались дать взятку сотрудникам милиции за сокрытие совершенных ими преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 238 УК РФ.
     В этой же области по направленному Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в суд уголовному делу осужден за совершение  преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК  РФ (41 эпизод), главный врач Ульяновского отделения Куйбышевского филиала ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Романов, который из корыстной заинтересованности без фактического проведения дозиметрических исследований вносил ложные сведения об их проведении в протоколы радиационного контроля  и выдавал незаконные экспертные заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам   лома черных металлов, транспортируемого железнодорожным транспортом. Обвиняемому назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.


К полному списку новостей

Архивы по годам

Архив за 2019 год
Архив за 2018 год
Архив за 2017 год
Архив за 2016 год
Архив за 2015 год
Архив за 2014 год
Архив за 2013 год
Архив за 2012 год
Архив за 2011 год
Архив за 2010 год
Архив за 2009 год
Архив за 2008 год

Интернет-приемная