Доклад Волжского межрегионального природоохранного прокурора на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

«О принимаемых природоохранными прокурорами мерах по  защите уникальных природных комплексов  и биологического разнообразия в Волжском бассейне».

Уважаемый Юрий Яковлевич!
Уважаемые коллеги!

Год экологии и особо охраняемых природных территорий возлагает на нас, как на специализированную прокуратуру, особую ответственность за обеспечение экологической безопасности в Волжском бассейне, сохранение уникальных природных комплексов, национального достояния России.
Свою работу мы строим  на системной основе,  в межрегиональном формате, в тесном взаимодействии с органами власти, территориальными и транспортными прокурорами. В рамках совместных проверок, совещаний, заседаний коллегий, межведомственных  рабочих групп достигнуты положительные результаты.
На поднадзорной территории находится 2 682 особо охраняемые природные территории. Все охвачены нашим вниманием. Акценты расставлены на установлении и соблюдении режима  использования и  охраны заповедных территорий.
В результате  принятых прокуратурой мер на кадастровый учет полностью поставлены границы всех особо охраняемых территорий регионального значения в Волгоградской (26) и Самарской (208) областях. Всего в регионах Волжского бассейна – более 500 таких объектов. Оформлены положения и паспорта  45 заповедных территорий, у 188 – установлены границы, 11-ти –  охранные зоны, в том числе в Дарвинском заповеднике Вологодской области. Проведена значительная работа по обозначению границ таких территорий на местности. Как пример, только в Ярославской области установлено 100 информационных знаков.
Региональные законы дополнены положениями о категориях особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской, Самарской и других областях. В отдельных регионах по нашему модельному акту принят Порядок согласования решения о создании  таких территорий (Волгоградская, Саратовская, Ульяновская области, Республика Марий Эл).
В уникальных природных комплексах Чувашской Республики и Вологодской области изменена категория защитности участков  гослесфонда. В этих целях внесены изменения в лесохозяйственные регламенты. Такая работа проводится  и в других регионах (Ивановская, Костромская, Нижегородская, Ульяновская, Ярославская области, Республика Марий Эл).
Примером  эффективной деятельности  природоохранных прокуроров является пресечение  незаконных фактов размещения объектов на охраняемых территориях (Астраханская, Нижегородская, Рязанская, Тверская, Ярославская), снятия и перемещения плодородного слоя почвы (Нижегородская, Волгоградская), добычи полезных ископаемых (Костромская, Самарская, Ульяновская области).
Так, аннулирована лицензия на разработку недр на землях заказника «Сумароковский» в Костромской области.
Только за два последние года прокурорами выявлено свыше 2600 нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях. По нашему требованию изменено почти 300 незаконных правовых актов, к административной и дисциплинарной  ответственности привлечено 240 должностных лиц, возбуждено 25 уголовных дел.
Так, по материалам наших проверок расследуются уголовные дела по фактам:  
- уничтожения плодородного слоя почвы на территории Памятника природы «Зеленый город»  Нижегородской области, ущерб  составил более 270 млн. рублей;
- хищения 48 млн. руб. бюджетных средств при реализации экологического проекта реабилитации озера Неро; загрязнения земель охранной зоны Национального парка «Плещеево озеро» с ущербом почти 3 млн. рублей в Ярославской области.
Требования о возмещении вреда в настоящее время рассматриваются судами.
Стратегией экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года одним из внутренних вызовов названо сокращение видового разнообразия животного мира и численности популяций редких видов животных.
Защите этих объектов препятствует  отсутствие схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий (Астраханская, Вологодская, Ивановская, Нижегородская, Тверская, Рязанская, Саратовская, Ульяновская области); непроведение биотехнических мероприятий. Не везде обеспечена нормативная площадь общедоступных охотугодий (Волгоградская, Рязанская, Тверская, Ульяновская, Ярославская).
Выявлено почти 2 тысячи нарушений в сфере охраны объектов животного мира в Волжском бассейне. В результате принятых прокуратурой  мер около 100 незаконных правовых актов приведено в соответствие с федеральным законодательством, 370 лиц привлечены к административной и дисциплинарной  ответственности,  возбуждено 18 уголовных дел.
По требованию прокуроров разработаны проекты схем территориального охотустройства в Ивановской, Рязанской, Тверской областях.  Расторгнуты незаконные охотхозяйственные соглашения на территории Национального парка «Мещера» Рязанской области. Проведена активная работа по понуждению охотпользователей к заключению договоров аренды лесных участков. По инициативе  прокуратуры в связи с утратой доверия  уволены с государственной службы должностные лица охотнадзора в Вологодской и Ярославской областях.
Особое внимание уделялось охране животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. В этих целях предъявлены иски о признании запрещенной информации в сети «Интернет», содержащей сведения о продаже таких животных, создании незаконных орудий лова (Астраханская, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Ярославская области, Республика Татарстан). По искам прокуратуры линии электропередачи оборудованы птицезащитными устройствами (Астраханская, Волгоградская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Республика Марий Эл).
Высшим должностным лицам регионов Волжского бассейна направлены предложения об установлении административной ответственности за нарушения правил охраны краснокнижных животных (Ярославская область, Республика Марий Эл), установлении льгот  на охоту лицам, участвующим в проведении биотехнических мероприятий.
Одной из проблем, влияющих на сохранность объектов животного мира, является невысокая обеспеченность охотугодий государственными охотничьими инспекторами. На каждого – а их всего 700 в Волжском бассейне - приходится более 100 тыс. гектаров. Решение видится в наделении такими полномочиями государственных инспекторов смежных контрольно-надзорных органов.  
На наш взгляд, следует на федеральном уровне закрепить преференции на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов лицам - участникам проведения биотехнических мероприятий.
Установить запрет на заключение охотхозяйственных соглашений в регионах, площадь общедоступных охотугодий в которых ниже нормативной.
Требуется дополнительная централизация и координация мер по  профилактике распространения вируса африканской чумы свиней на всей территории России, а не в границах отдельно взятых регионов и хозяйствующих субъектов.
***
Нами организован системный сбор и анализ сведений о состоянии законности и  экологической ситуации. Создана на сайте интерактивная карта источников загрязнения Волжского бассейна, среди которых -  объекты накопленного экологического вреда, свалки отходов и другие объекты.
Мы понимаем  те задачи, которые стоят перед Волжской прокуратурой. И я заверяю, что имеется достаточный кадровый потенциал, необходимый опыт для их реализации.
Благодарю за внимание.



Категория: Выступления

К полному списку новостей

Архивы по годам

Архив за 2019 год
Архив за 2018 год
Архив за 2017 год
Архив за 2016 год
Архив за 2015 год
Архив за 2014 год
Архив за 2013 год
Архив за 2012 год
Архив за 2011 год
Архив за 2010 год
Архив за 2009 год
Архив за 2008 год

Интернет-приемная